Эссе «Моя педагогическая философия»

«Моя педагогическая философия»
Я- воспитатель  и этим горжусь,
 Что вместе с детьми жить на свете учусь…

«Как можно связать меня, обычного воспитателя, и слово "философия"?!» - удивилась я и тут же отправилась на поиски истины, а как мы знаем, истину издревле искали мыслители, мудрецы, их еще называли красивым словом - «философы». Получается, я – философ, раз уж я ищу истину! Итак, кто же такой философ?! «Философ - это человек, который всему удивляется», - говорит нам один из Интернет-порталов. Интересно! Пожалуй, это обо мне! Я удивляюсь всему: яркому солнцу на небе, шороху листьев под ногами, пушистым снежинкам в воздухе, морозным узорам на стекле, шуму ветра, журчанию ручья, трелям птиц. Но ведь и мои воспитанники этому удивляются!
Видимо, мое определение неполное, что ж, будем искать истину дальше. «Философ - это человек, который пытается познать мир вокруг себя и попытаться объяснить его», - читаю я в словаре Ушакова. Вот, это точно про меня! «Почему?» - спросите вы. Потому что каждый день меня встречают десятки маленьких философов, удивляющихся всему, и я не имею права чего-то не знать, поэтому, сначала я сама познаю мир, а потом уже отвечаю на сотни «почему?» своих ребят.
Вот, кажется, и все, я выяснила, что я – философ, а поэтому я вполне могу быть связанна с философией. Но, нет, оказывается, еще есть дополнение к определению: «Позднее под словом «философ» стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым, и не связан ни с какими особыми жизненными обстоятельствами», - рассказывает нам Википедия.
Выходит, что любой человек, который является воспитателем,- философ?! Пожалуй, соглашусь. Почему? Да потому, что в детском саду скучно не бывает: что ни день - то новость, новое открытие. Ни дня без приключений. А если серьезно, то, если ты не родился педагогом, ты им уже не станешь. Почему? Потому что педагог, будь то воспитатель, или учитель - это не профессия, это призвание. Хотя, даже не призвание, а образ жизни, а может и не образ жизни, а сама жизнь. "Воспитывая ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство", - писал В. А. Сухомлинский. А, как известно, достоинство — морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности за присущие ей морально-нравственные качества. Мне кажется, что только работа с детьми позволяет наиболее широко проявить свои морально-нравственные качества, а порой даже чему-то научиться у них. Только ребенок может по-настоящему искренне тебе улыбнуться, может честно сказать, что ему нравится, а что нет, что, увы, так редко встретишь в нашем взрослом мире, в котором люди привыкли прятаться за своими масками. А как дети бескорыстно помогают друг другу! Им не нужны взамен деньги и различные почести, они помогают, потому, что они дружат, потому, что «слабым надо помогать». И, находясь в постоянном контакте с детьми, начинаешь понимать, что ты становишься добрее, толерантнее, искреннее, уже не проявляешь равнодушия к чужому горю.  Работая с детьми, невозможно быть отстраненным в процессе своей деятельности. Я радуюсь, что Маша сама слепила куличик из песка, что Саша научился завязывать шнурки, Степа научился считать. Каждый новый день с детьми, каждый миг - это открытие чего-то нового, это радость за успехи детей, горечь от их неудач. «Любить детей – это значит любить детство», - читаю я «10 советов о воспитании детей от В.А. Сухомлинского». А как детей мне не любить?! Ведь с ними «детство проживаю многократно».
Особым образом осознаешь значимость своей профессии, когда видишь распахнутые настежь глаза малышей,- глаза, готовые вместить весь мир, глаза, жадно ловящие каждое твое слово, живой взгляд, жест. И ты понимаешь: ты для них целая вселенная, полная невероятных открытий, ты им нужна.
 Какова же моя философия?
«Философия - дословно: любовь к мудрости». Что ж, два слова. Моя любовь – это любовь к своей профессии, любовь к детям, коллегам, всем, кто меня окружает. Хотя, мне хочется заменить это слово словом «уважение». Я живой человек, и поэтому могу кого-то любить, кого-то нет, но в каждом есть то, за что я могу его уважать.
А моя мудрость? «Настоящий признак, по которому можно узнать истинного мудреца – терпение», - читаю я еще одну умную мысль. Это уж точно про меня.
Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук.
Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу.
Твердят друзья: «Есть нивы тише», но не за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек, как собственных детей люблю…
И каждый день, как на премьеру вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры – здесь каждый мне ребёнок рад,
Быть в гуще радостных событий…
И так на протяженье лет –
Судьба моя ребячьи души! Нет лучше доли на земле.

Егорова Д.А.
Воспитатель МБДОУ № 97


Комментариев нет:

Отправить комментарий