«Моя педагогическая философия»
Я-
воспитатель и этим горжусь,
Что вместе с детьми жить на свете учусь…
«Как можно связать меня,
обычного воспитателя, и слово "философия"?!» - удивилась я и тут же отправилась на
поиски истины, а как мы знаем, истину издревле искали мыслители, мудрецы, их
еще называли красивым словом - «философы». Получается, я – философ, раз уж я
ищу истину! Итак, кто же такой философ?! «Философ - это человек, который
всему удивляется», - говорит нам один из Интернет-порталов. Интересно!
Пожалуй, это обо мне! Я удивляюсь всему: яркому солнцу на небе, шороху листьев
под ногами, пушистым снежинкам в воздухе, морозным узорам на стекле, шуму
ветра, журчанию ручья, трелям птиц. Но ведь и мои воспитанники этому
удивляются!
Видимо, мое определение
неполное, что ж, будем искать истину дальше. «Философ - это человек, который
пытается познать мир вокруг себя и попытаться объяснить его», - читаю я в
словаре Ушакова. Вот, это точно про меня! «Почему?» - спросите вы. Потому что
каждый день меня встречают десятки маленьких философов, удивляющихся всему, и я
не имею права чего-то не знать, поэтому, сначала я сама познаю мир, а потом уже
отвечаю на сотни «почему?» своих ребят.
Вот, кажется, и все, я
выяснила, что я – философ, а поэтому я вполне могу быть связанна с философией.
Но, нет, оказывается, еще есть дополнение к определению: «Позднее под словом
«философ» стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной,
всеобъемлющей ясности и истинности. Философ рождается таковым, и не связан ни с
какими особыми жизненными обстоятельствами», - рассказывает нам Википедия.
Выходит, что любой человек,
который является воспитателем,- философ?! Пожалуй, соглашусь. Почему? Да потому,
что в детском саду скучно не бывает: что ни день - то новость, новое открытие.
Ни дня без приключений. А если серьезно, то, если ты не родился педагогом, ты
им уже не станешь. Почему? Потому что педагог, будь то воспитатель, или
учитель - это не профессия, это призвание. Хотя, даже не призвание, а образ
жизни, а может и не образ жизни, а сама жизнь. "Воспитывая ребенка, ты
воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство", - писал
В. А. Сухомлинский. А, как известно, достоинство — морально-нравственная
категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности за присущие
ей морально-нравственные качества. Мне кажется, что только работа с детьми
позволяет наиболее широко проявить свои морально-нравственные качества, а порой
даже чему-то научиться у них. Только ребенок может по-настоящему искренне тебе
улыбнуться, может честно сказать, что ему нравится, а что нет, что, увы, так
редко встретишь в нашем взрослом мире, в котором люди привыкли прятаться за
своими масками. А как дети бескорыстно помогают друг другу! Им не нужны взамен
деньги и различные почести, они помогают, потому, что они дружат, потому, что
«слабым надо помогать». И, находясь в постоянном контакте с детьми, начинаешь
понимать, что ты становишься добрее, толерантнее, искреннее, уже не проявляешь
равнодушия к чужому горю. Работая с детьми, невозможно быть отстраненным в процессе своей деятельности. Я радуюсь, что Маша
сама слепила куличик из песка, что Саша научился завязывать шнурки, Степа
научился считать. Каждый новый день с детьми, каждый миг - это открытие чего-то
нового, это радость за успехи детей, горечь от их неудач. «Любить детей –
это значит любить детство», - читаю я «10 советов о воспитании детей от В.А.
Сухомлинского». А как детей мне не любить?! Ведь с ними «детство проживаю
многократно».
Особым образом осознаешь
значимость своей профессии, когда видишь распахнутые настежь глаза малышей,- глаза, готовые вместить весь мир, глаза, жадно ловящие каждое твое слово, живой
взгляд, жест. И ты понимаешь: ты для них целая вселенная, полная невероятных
открытий, ты им нужна.
Какова же моя философия?
«Философия - дословно: любовь к мудрости». Что ж, два слова.
Моя любовь – это любовь к своей профессии, любовь к детям, коллегам, всем, кто
меня окружает. Хотя, мне хочется заменить это слово словом «уважение». Я живой
человек, и поэтому могу кого-то любить, кого-то нет, но в каждом есть то, за
что я могу его уважать.
А моя мудрость? «Настоящий
признак, по которому можно узнать истинного мудреца – терпение», - читаю я еще
одну умную мысль. Это уж точно про меня.
Мир детства радостен и тонок,
как флейты плавающий звук.
Пока смеётся мне
ребёнок, я знаю, что не зря живу.
Твердят друзья: «Есть
нивы тише», но не за что не отступлю.
Я этих милых ребятишек,
как собственных детей люблю…
И каждый день, как на
премьеру вхожу в притихший детский сад:
Иду сюда не для карьеры
– здесь каждый мне ребёнок рад,
Быть в гуще радостных
событий…
И так на протяженье лет
–
Судьба моя ребячьи
души! Нет лучше доли на земле.
Егорова Д.А.
Воспитатель МБДОУ № 97
Комментариев нет:
Отправить комментарий