ОПИСАНИЕ ОПЫТА
РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
МБДОУ № 97 г. Тулы
Егоровой Дарьи
Александровны
«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ПАТРИОТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«То, что упущено в детстве,
никогда не возместить в годы
юности
и тем более в зрелом возрасте.
Это правило касается всех сфер
духовной жизни ребенка…»
В.
А. Сухомлинский
Актуальность
Проблема патриотического воспитания
дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема?
Актуальность как необходимость – очевидна.
Актуальность проблемы заключается в том, что
современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных
традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
Поэтому главная цель – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной
земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным
человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному
дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения
страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать
интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, другими словами,
воспитать патриота своей страны.
Воспитание чувств
ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной
задачей. Это сложный процесс, требующий не только знаний, педагогической
культуры, но и использования инновационных педагогических технологий, что
открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Патриотическим
воспитанием ребенка необходимо руководить сознательно, чтобы научить понимать и
любить культуру страны, семью, Родину, но не менее важно ребенку самому
осознано придти к пониманию этого, так сказать, пережить самостоятельно тот или
иной опыт – это послужило для меня определением ведущей педагогической идеи.
Проблема патриотического воспитания приобретает большое значение в настоящее
время, когда усилия педагога направлены на решение важнейших задач педагогики –
духовное развитие детей, приобщение их к миру культуры своей страны,
возможность самореализации.
Для успешного решения
этой проблемы, большое значение имеет развитие у детей чувства национального
самосознания, детской самостоятельности и активности. Д.С. Лихачёв писал:
«Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу. И тогда и
воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче
будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни… ». Применение
проектного метода в образовательном процессе как нельзя лучше способствует развитию
творческой инициативы и самостоятельности участников деятельности; открывает
возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим
миром, который так необходим при формировании патриотических чувств
дошкольников. И можно точно сказать, что дошкольникам, особенно старшего
возраста доступны эти чувства. Это – начало патриотизма, которое рождается в
познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания, как известно,
знания, полученные самостоятельно, путем проблемно-поисковых решений
оказываются не только наиболее долгосрочными, но еще и способствуют
положительному эмоциональному состоянию ребенка, его значимости в системе
коллектива.
Ребенок не рождается
добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у
ребенка, зависит от родителей и
окружающих его взрослых. От того, какими
впечатлениями и знаниями его обогатят.
Работа по
патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и
привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице
и поселку;
- расширение представлений о родной
земле, ее столице, городах;
- знакомство детей с государственной
символикой: гербом, флагом, гимном;
- развитие элементарных знаний о правах
человека;
- развитие чувства ответственности и
гордости за достижения России;
- воспитание эстетических нравственных
норм поведения и моральных качеств ребенка.
Использование
технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как
является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает
развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта;
открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с
окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он
даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В соответствии с
принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным,
если соблюдаются следующие условия:
* учет интересов каждого ребенка;
* деятельность детей без принуждения;
* предоставление детям самостоятельности
и поддержка их инициативы;
* совместное с взрослым поэтапное
достижение цели;
* тематика (проблема) из ближайшего
окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Работа над проектом имеет большое значение для
развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция
между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами
мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через
объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины
окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность
проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает
коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в
реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в
проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех
детей, родители которых чаще выполняют
роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Значение семьи в формировании патриотического сознания трудно переоценить.
Привлечение родителей к работе над проектом,
создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия
индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех
участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
В своей работе я
рассматривала процесс формирования патриотических чувств: как развитие у детей
нравственных представлений (гордость, уважение, любовь и т.д. к семье, городу,
Родине и т.д.); как развитие творческой и познавательной активности.
В заключение подведу
итоги и сформулирую следующие основные выводы:
Эффективность
патриотического воспитания детей дошкольного возраста может быть значительно
повышена, если в образовательный процесс будет включен метод проектов.
Работа по использованию проектной деятельности
создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым,
умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной
деятельности даёт возможность:
- развивать у дошкольников внутреннюю
активность;
- способность выделять проблемы, ставить
цели;
- добывать знания, приходить к
результату;
- дает возможность для активизации
самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
- помогает осваивать окружающую
действительность;
- способствуют развитию творческих
способностей;
- способствуют умению
наблюдать, слушать;
- помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
- способствуют развитию навыков обобщать и
анализировать;
- развивают речь, память, мышление,
воображение;
- формирует коммуникативные навыки
и нравственные качества;
- стимулирует к самосовершенствованию.
В ходе проектной деятельности дошкольники
приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к
другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько
установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой
деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно
структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий