Описание опыта работы

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
МБДОУ № 97 г. Тулы
Егоровой Дарьи Александровны
«ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«То, что упущено в детстве,
никогда не возместить в годы юности
 и тем более в зрелом возрасте.
Это правило касается всех сфер
духовной жизни ребенка…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема? Актуальность как необходимость – очевидна.
 Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная цель – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, другими словами, воспитать патриота своей страны.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Это сложный процесс, требующий не только знаний, педагогической культуры, но и использования инновационных педагогических технологий, что открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Патриотическим воспитанием ребенка необходимо руководить сознательно, чтобы научить понимать и любить культуру страны, семью, Родину, но не менее важно ребенку самому осознано придти к пониманию этого, так сказать, пережить самостоятельно тот или иной опыт – это послужило для меня определением ведущей педагогической идеи. Проблема патриотического воспитания приобретает большое значение в настоящее время, когда усилия педагога направлены на решение важнейших задач педагогики – духовное развитие детей, приобщение их к миру культуры своей страны, возможность самореализации.
Для успешного решения этой проблемы, большое значение имеет развитие у детей чувства национального самосознания, детской самостоятельности и активности. Д.С. Лихачёв писал: «Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу. И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни… ». Применение проектного метода в образовательном процессе как нельзя лучше способствует развитию творческой инициативы и самостоятельности участников деятельности; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром, который так необходим при формировании патриотических чувств дошкольников. И можно точно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это – начало патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания, как известно, знания, полученные самостоятельно, путем проблемно-поисковых решений оказываются не только наиболее долгосрочными, но еще и способствуют положительному эмоциональному состоянию ребенка, его значимости в системе коллектива.
Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит  от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими  впечатлениями и знаниями его обогатят.  
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
- расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
- знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- развитие элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения России;
- воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
 Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
* учет интересов каждого ребенка;
* деятельность детей без принуждения;
* предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
* совместное с взрослым поэтапное достижение цели;
* тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
 Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют  роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании патриотического сознания трудно переоценить. Привлечение родителей к работе над проектом,  создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
В своей работе я рассматривала процесс формирования патриотических чувств: как развитие у детей нравственных представлений (гордость, уважение, любовь и т.д. к семье, городу, Родине и т.д.); как развитие творческой и познавательной активности.
В заключение подведу итоги и сформулирую следующие основные выводы:
Эффективность патриотического воспитания детей дошкольного возраста может быть значительно повышена, если в образовательный процесс будет включен метод проектов.
 Работа по использованию проектной деятельности создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность:
- развивать у дошкольников внутреннюю активность;
- способность выделять проблемы, ставить цели;
- добывать знания, приходить к результату;
- дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника;
- помогает осваивать окружающую действительность;
- способствуют развитию творческих способностей;
- способствуют  умению  наблюдать, слушать;
- помогают ребенку  увидеть проблему со всех сторон;
- способствуют развитию навыков   обобщать и  анализировать;
- развивают речь, память, мышление, воображение;
- формирует  коммуникативные  навыки  и нравственные качества;
- стимулирует к самосовершенствованию.
 В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.





Комментариев нет:

Отправить комментарий